серж
МОДЕРАТОР
Зарегистрирован: 07 ноя 2008 12:55 Сообщения: 40335 Откуда (Страна, Город): Якутия. Антиспам: Открыт для oбщения в Клубе! MY GARAGE (Мой гараж).: Hummer H2 2004г. Isuzu Forward 2003г. грузовой-фургон ИМЯ (name): Сергей.
|
 Неисправности масляной системы.(Общая Н1,Н2,Н3)
Начинать нужно с осмотра! Начните с внешнего осмотра двигателя. Задубевшие или имеющие механические дефекты сальники коленвала, неплотно завернутый масляный фильтр, состарившиеся прокладки поддона картера и клапанной крышки могут стать причинами течи масла. Явным признаком того, что пора заняться герметичностью системы смазки служат заметные лужицы масла под машиной после длительной стоянки. Но в некоторых случаях выявить течь можно только при работающем двигателе. Например, если по каким-то причинам коленчатый вал имеет биение или в месте контакта с сальниками образовалась выработка. Обратите внимание на выхлоп автомобиля. Дым сизоватого оттенка с явным специфическим запахом перегоревшего моторного масла указывает, что готовиться нужно к худшему: вам не избежать капитального ремонта двигателя, и причин, объясняющих именно такое решение проблемы, наберется немало, хотя бывают и более прозаические причины. Чрезмерный уровень масла На масляном щупе не зря есть отметки максимального и минимального уровней. Что происходит при недостатке масла, понятно: начинаются масляное «голодание» двигателя и повышенный износ его узлов и деталей. Но чем плохо, когда масла в избытке? Оказывается, маслом не испортишь только кашу. Коленвал начинает при вращении погружаться в масло, и происходит эффект миксера, когда масло взбивается в пену, а кроме того возникает масляный туман. При больших оборотах пена с туманом выбрасывается через систему вентиляции картера во впускной коллектор. На современных двигателях во избежание подобных случаев применяют специальные сепараторы и адсорберы, но при значительном количестве пены и эти меры оказываются бесполезными. Так что уровень масла в двигателе должен быть строго между отметками минимума и максимума. Использование неподходящего типа масла После окончания гарантийного срока многие автовладельцы начинают экспериментировать с моторными маслами, опираясь на авторитетное мнение всемирного информационного агентства ОБС (одна бабка сказала), не подозревая о том, что каждый двигатель рассчитан на использование масла с соответствующими эксплуатационными характеристиками, которые в обязательном порядке указываются в руководстве по эксплуатации. Поэтому, конечно же, не обязательно искать именно то масло, которое заливалось в дилерском техцентре во время гарантийного обслуживания, но как минимум вязкость по SAE, тип масла (полусинтетическое или синтетическое) и категория качества API обязательно должны соответствовать требованиям производителя авто. Низкое качество масла Современные масла разрабатываются для высоких нагрузок и сопутствующих им высоких температур. Соответственно, одной из задач производителей масел является снижение расхода масла на угар путем повышения его стойкости к высокотемпературному окислению. Фальсифицированные же масла изготавливают только с одной целью - принести их создателю побольше быстрых денег. Поэтому ни о каком сбалансированном пакете присадок или высококачественном базовом масле речи быть не может, и окисляется такое масло в двигателе не хуже подсолнечного, попутно нанося непоправимый вред как системе смазки, так и всему двигателю в целом (читай - кошельку владельца). Поэтому, встречая в магазине канистру масла, пусть даже и известного производителя, но по цене гораздо ниже рыночной, задумайтесь: а почему так дешево? Бесплатный сыр сами знаете, где бывает. Нерегулярное техническое обслуживание Межсервисные интервалы придуманы не зря. В процессе работы масло окисляется, срабатывается пакет присадок, образуются нерастворимые продукты окисления и износа и т.д. И вот все это «богатство» циркулирует по системе смазки, засоряя масляный фильтр. И когда он забивается окончательно, то открывается перепускной клапан, пуская окончательно состарившееся к тому моменту масло в обход фильтра. Вот и получается, что, вроде бы, масло в поддоне картера есть, но как будто его и нет. Кроме того, забитый воздушный фильтр также может спровоцировать неисправности, которые станут причинами повышенного расхода масла. И вообще, совершенно не помешает каждый раз, заезжая на СТО, проводить комплексную диагностику двигателя и его систем, потому что очень часто причина расхода масла кроется совсем не там, откуда мы ее ожидаем. Выработавшие ресурс маслосъемные колпачки Маслосъемные колпачки устанавливаются на стержне клапана и предназначены для недопущения попадания масла из пространства под клапанной крышкой в камеру сгорания через зазоры между втулками и стержнями клапанов. Причиной утраты функциональных возможностей могут быть ошибки при монтаже, приведшие к механическому повреждению, потеря эластичности вследствие длительной эксплуатации и разрыв стягивающего пружинного кольца. Случай не критический, и устранение подобной ситуации скорее можно отнести к категории мелкоузлового ремонта. Во всяком случае, замена МСК на 4‑цилиндровом 16‑клапанном двигателе производится квалифицированным мастером за час-полтора. Износ или повреждение направляющих втулок или стержней клапанов Если зазор в паре втулка-стержень чрезмерно велик, то МСК могут не справляться со своей задачей - предотвращение попадания масла по стержню клапана в камеру сгорания. Как правило, подобное происходит, когда двигатель выработал большую часть своего ресурса и нуждается в капремонте. Соответственно, и решение только одно - посещение техцентра. Недостаточная степень очистки всасываемого воздуха Опасность попадания во впускной коллектор загрязненного воздуха сопряжена не только с засорением топливных форсунок на инжекторных двигателях или жиклеров карбюраторов. Мелкие абразивные частицы, порой незаметные вооруженным глазом, попадая внутрь цилиндров, становятся причиной повышенного износа зеркала внутренней поверхности цилиндров и поршневых колец, что, в свою очередь, приводит к попаданию масла в камеру сгорания. Избежать подобного довольно просто. Правильно установленный и своевременно заменяемый воздушный фильтр, надежно соединенные элементы впускного тракта не позволят случиться такой неприятности. Но если уж по каким-то причинам подобное произошло, то без капремонта двигателя не обойтись. Избыточное давление картерных газов У любого двигателя, независимо от его состояния и года выпуска, имеет место явление прорыва картерных газов. Это происходит по причине того, что часть давления, создаваемого в камере сгорания, стравливается в картер. Со временем давление в картере достигает величины, при которой масло начинает продавливаться в цилиндры, в частности через направляющие втулки клапанов. Кроме того, при избыточном давлении из картера эвакуируется значительный объем масляного тумана, который через систему вентиляции клапана, при отсутствии адсорбера, попадает во впускной коллектор и далее в цилиндры. Причинами могут служить изношенные или залегшие (закоксовавшиеся) поршневые кольца, износ или задиры поверхностей цилиндров, нарушение геометрии цилиндров. Но это крайние случаи, требующие проведения капремонта. Часто подобное явление наблюдается при нарушении в работе системы вентиляции картера. Неполное сгорание топлива При нарушении в работе топливной аппаратуры, системы зажигания или блока управления двигателем и его датчиков, а также при неисправности турбины (если она есть) процесс сгорания топлива может быть нарушен, или в цилиндры будет поступать переобогащенная смесь. В таком случае возникает риск растворения масляной пленки на стенках цилиндров и, соответственно, повышенного трения, что, в свою очередь, вызывает повышенный износ элементов цилиндро-поршневой группы. А еще не сгоревшие остатки топлива могут попасть в картер двигателя, что приведет к разжижению масла и образованию отложений, в том числе и в масляных каналах. И снова гарантирован повышенный износ. Предупредить возникновение подобной ситуации довольно просто, особенно на машинах, не оснащенных катализатором. Всего лишь требуется регулярно проводить замеры токсичности выхлопа. Кроме того, симптомами неполного сгорания служат почерневшие свечи и снижение характеристик двигателя. А у машин с системами бортовой диагностики избыток топлива проявится по показаниям лямбда-зонда (правда, для этого придется заехать на станцию техобслуживания). Кстати, для владельцев авто, оснащенных каталитическим нейтрализатором, неполное сгорание может преподнести еще один пренеприятнейший сюрприз: катализатор будет перегреваться и преждевременно выйдет из строя. В любом случае риск значительно снижается при регулярном проведении ТО. Избыточное давление масла В силу разнообразных причин в системе смазки может возникать чрезмерное давление масла, что неизбежно приведет к его вытеканию через сальники и уплотнители двигателя, а также к продавливанию внутрь цилиндров. Причин множество: неисправность редукционного клапана, засор магистралей системы смазки, масло неподходящей (повышенной) вязкости и т.д. За исключением случая со слишком густым маслом, все остальные причины могут быть выявлены и устранены только специалистами СТО. Поршневые кольца не выполняют своих функций На поршень двигателя устанавливаются два типа поршневых колец: компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца (их чаще всего два) решают две задачи. Во-первых, исходя из названия, они необходимы для создания требуемого давления в камере сгорания. Во-вторых, они не допускают прорыва газов из цилиндра в картер двигателя. Маслосъемное кольцо (как правило, одно на каждом поршне) снимает избыток масла со стенок цилиндров, поддерживая оптимальной толщину масляной пленки. Причин, по которым, кольца перестают справляться со своими задачами, всего четыре: Нормальный износ в процессе эксплуатации. Устраняется заменой колец (сразу на всех поршнях) при промежуточном и капитальном ремонтах двигателя. Поломка одного или нескольких колец. Устраняется заменой колец (желательно сразу на всех поршнях). Кроме того, придется обязательно провести ремонт поверхности стенок цилиндра, на поршне которого произошла поломка. Обычно кольца ломаются или из-за заводского дефекта изготовления, или из-за неправильной установки на поршень при сборке двигателя. Утрата эластичности колец. Устраняется заменой колец (сразу на всех поршнях) при промежуточном и капитальном ремонтах двигателя. Чаще всего потеря эластичности становится следствием перегрева двигателя. Некоторым моторам достаточно один раз поработать несколько минут при повышенной температуре, чтобы кольца «отпустились». А тогда уже возможен и флаттерный эффект, когда кольца начинают совершать высокочастотные колебания. При радиальном флаттере резко снижается задерживающая способность лабиринта, образуемого кольцами, а при осевом еще хуже: кольца начинают работать наподобие насоса, накачивая масло со стенок цилиндров в камеру сгорания. Залегание колец. Устраняется обработкой специальными составами. Кольца залегают при использовании некачественного масла или масла несоответствующей марки, а также при нарушении межсервисных интервалов. Кстати, при промежуточных ремонтах цилиндро-поршневой группы, сопряженных с заменой колец, лучше ставить кольца с повышенной приспосабливаемостью, которые характеризуются большей мягкостью, нежели оригинальные. Это обеспечит более безопасную и надежную обкатку двигателя после ремонта, так как быстрее прирабатываются к соответствующим поверхностям стенок цилиндров. Разрушение межкольцевой перемычки поршня После длительного срока эксплуатации под воздействием эффекта усталости металла перемычки между поршневыми кольцами могут разрушаться. Тогда нарушается задерживающая способность лабиринта, возникает повышенная подвижность колец, появляется вероятность поломки одного или нескольких колец. Сам по себе этот случай довольно редкий, поскольку вероятность возникновения подобной ситуации появляется при практически полностью выработанном ресурсе двигателя. Безусловно, выход только один - капремонт. Поршневые кольца, как известно, образуют пару трения со стенками цилиндров, и состояние последних также влияет на повышенный расход масла. Неисправность турбины У двигателей с турбонаддувом расход масла всегда выше, даже чем у их безнаддувных версий. Связано это с тем, что узлы и детали турбины, работая под большими нагрузками, требуют и повышенной смазки. И при частой езде с включенной турбиной происходит ускоренный износ подшипников скольжения, что приводит к всасыванию масла в рабочее пространство с последующим попаданием в камеру сгорания двигателя. Еще одна беда большинства моторов с приставкой «turbo» - засорение обратной магистрали системы смазки. В таком случае происходит продавливание масла в рабочее пространство и далее... Эксплуатация двигателя с повышенными нагрузками и высокими оборотами При высоких оборотах давление картерных газов неизбежно растет, даже на новых современных автомобилях. Последствия этого описаны выше. Так каким же считать нормальный расход масла? Ответ прост: все указано в инструкции к автомобилю. Если же автомобиль к вам попал уже б/у и техдокументации на него у вас нет, а искать лень, то будет полезна следующая информация: для легковых двигателей нормальным считается расход от 0,05 до 0,5 л на 1000 км. В процессе обкатки этот показатель может увеличиться. в процентном соотношении к расходу топлива нормой считается расход масла на угар 0,1-0,3% от израсходованного топлива для бензиновых двигателей и 0,8-3,0% для дизелей. А как все-таки обезопасить себя от подобных бед, спросите вы. Отвечаю. При покупке нового автомобиля или принятии его после ремонта двигателя тщательно соблюдать условия обкатки. Ознакомиться с техдокументацией на автомобиль, в частности, выяснить нормы расхода масла. Если фактический расход в процессе обкатки превысит 10% от нормы, обратиться в компанию, продавшую автомобиль, или в сервис, производивший ремонт двигателя. Своевременно производить замену масла и проходить плановое техобслуживание. Применять моторные масла с характеристиками, рекомендованными производителем автомобиля. Эти нехитрые правила продлят жизнь сердцу железного коня на многие десятки, а то и сотни тысяч километров пробега. А если уж и стал увеличиваться расход, не ждите, пока из трубы повалит сизый дым, - обратитесь в автосервис!
_________________ В мире нет Вечных Двигателей, зато полно Вечных Тормозов
|